Основы композиции - Золотое сечение

"Уроки paint.net для новичков, мини-уроки paint.net и маленькие хитрости для обмена опытом" – это подфорум, который предназначен как для начинающих пользователей paint.net, так и для различных секретов профессионалов, интересных идей и прочей полезной информации, которая, как говорится, «на целый урок не тянет», но может быть интересна или полезна.
Ответить
Аватара пользователя
xmario
Администратор
Сообщения: 3402
Зарегистрирован: 03 апр 2010, 20:12
Репутация: 45
Пол: Мужской
Откуда: Москва

Основы композиции - Золотое сечение

Сообщение xmario » 16 май 2010, 01:53

Золотое сечение в композиции рисунков в paint.net

Математически «Золотое сечение» можно описать так - отношение целого к большей его части должно равно отношению большей части к меньшей. Проиллюстрируем на примере отрезка.

Изображение

В нашем случае весь отрезок В разделен на две части – большую А и меньшую Б. Тогда, если В/А будет равно А/Б, деление отрезка будет осуществлено по принципу, называемому «Золотое Сечение».

Не совсем точно, но близко к «Золотому сечению», например соотношение 2/3 или 5/8. Числа в подобных соотношениях нередко называют «золотыми».

Зачем эта информация нам для рисования в paint.net? «Золотое сечение» важно для композиции. Считается, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Именно в подобных соотношениях выбирали размеры хостов для своих картин известные художники.

Рассмотрим упрощенный вариант построения «Золотого сечения» для композиции рисунка, или правило «Трети». Заключается правило трети в том, что мы мысленно делим кадр, на три части по горизонтали и вертикали и в точках пересечения воображаемых линий, размещаем ключевые и важные детали нашего рисунка или фотоколлажа.

Изображение

Принцип "золотого сечения" можно применять при кадрировании изображения. Так, например, кадр, сформированный по правилу "золотого сечения", из большой фотографии может иметь следующий вид.

Изображение

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 10 авг 2010, 20:10

Основы композиции

автор NorthernChild aka Татьяна Ветрова

Часть1

Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Для примера приведу великие шедевры мировой живописи.

Изображение Изображение Изображение

Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.


В композиции существует три основных закона:


1) Закон цельности и неделимости
Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:
1) Закон цельности и неделимости Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой.

Приведу примеры:

Правильно: пример из классики.

Изображение

Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью.
И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.

Верно. Несмотря на большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым.

Изображение

Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

Изображение
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 10 авг 2010, 20:15

Часть 2

2) Закон контраста

Какие существуют виды контрастов? Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный (светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного. (хотя и здесь есть исключения, но об этом нужно писать урок цветоведения)

Цветовой контраст.

Черный и красный — один из самых проверенных временем цветовых сочетаний. Тем более что работа в общем монохромная, и красный цвет очень контрастирует с общей цветовой гаммой. Очень яркий контраст, с помощью которого передаются эмоции и настроение работы.

Изображение

Контраст величин.
Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.

Изображение

Смысловой контраст.
Ну например вечный принцип «Красавицы и Чудовища». Вы ведь замечали, что на фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче горит свеча…
Вот пример. Если поместить в рисунок толпу гламурно-стразинковых девушек на попсовой вечеринке, а на их фоне — мрачного готика, кто по вашему в первую очередь привлечет внимание? Правильно, тот кто по общему смыслу туда не вписывается.
Это и есть смысловой контраст. Надо отметить, очень интересное и «сильнодействующее» средство.
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 10 авг 2010, 20:27

Часть3

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.


Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

Ритм.

Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной «линии», которая ведет глаз к композиционному центру.
В этой работе ритм черных пятен, по которым глаз движется по картине. Этот ритм не дает человеческому восприятию заскучать на этом рисунке.

Изображение

На этой работе есть определенный ритм фигур.

Изображение

Оба примера монохромны, но не забывайте, это правило относится и к полноцветным работам.

Композиционный центр.

Именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может выделяться многими средствами, о которых было сказано выше.

Изображение

Здесь центром является фигурка. Взгляд зрителя к ней ведут не только линии, фон, но и то, что центр композиции выделен тональным контрастом, т.е центр композиции выделен более светлым пятном.

В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение.
Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.

Статичная композиция. В ней не ярко выраженного движения.

Изображение

В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение».

Изображение

Принцип вертикали и горизонтали.

Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром.
В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее сильных.

Прекрасный пример. Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.

Изображение

Формат.

В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.

И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию. :D
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 29 апр 2012, 16:53

Хорошая подборка уроков на эту же тему, см основной урок и ниже статьи

http://www.drawmaster.ru/438-anatomiya-risovaniya.html
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 17 июл 2012, 21:19

Просто почитайте...

Композиция - это правильное расположение и сочетание всех элементов рисунка, их совокупность, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел автора работы. Одно из основных правил композиции — это правило третей. Разделите холст на три равные части по горизонтали и вертикали, и представьте эту сетку.

Изображение

Правила третей

Делим экран на три ровные по горизонтали и по вертикали части. Мы получаем две вертикальные и две горизонтальные линии, четыре точки пересечения. Старайтесь располагать основные факторы на пересечении невидимых линий. (к.1)
Рядом с пересечениями стоит поместить второстепенный фокус. Эти факторы помогают нам с определением сюжета, объяснить суть картины, направить глаз зрителя и создать баланс.
- Изюминка сюжета красит картину, благодаря ей работа становится интереснее. (к.2)
- Суть картины/ прямое предназначение главного фактора можно определить с помощью различных вспомогательных материалов. (к.3)
- С помощью линий мы направляем глаз к нашему главному фокусу. (к.4)
- Баланс -это контраст. Контраст тона, цвета и размера. (к.5)


Правила трёх

Это не «Правило третей», а немного другой приём, который можно назвать как «правило трех» или «магия чисел». Когда присутствие третьего объекта в работе добавляет ему привлекательности.
Кстати, «магия чисел» действует не только на количество самих объектов, но и на их свойства – ради эксперимента попробуйте использовать три доминирующих цвета, три зрительных области(фон, середина, фронт), три линии. Зрительные области стоит разделить на разные цветовые оттенки: холодный тёплый нейтральный. (к.5)

Если для кого-то схема новая – дерзайте, тренируйтесь, комбинируйте правила. Может стать только лучше!
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы изобразительного искусства

Сообщение Lynx » 12 дек 2012, 01:49

Очень полезный материал


Статья о композиции и ее разновидностях от Филипа Страуба.

http://ineska.com/composition/


Композиция в пейзаже

http://ineska.com/kompoziciya-v-pejjzazhe/

http://ineska.com/matte-paint-osnovnye-ponyatiya/

Цитаты

• Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.
• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.
• Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.
• Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе — светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.


18. Не сгибайте линии на ваших картинах наружу, лучше направляйте их внутрь.
Также не рисуйте горизонтальных и вертикальных линий параллельных рамке картины.

Избегайте длинных прямых линий. Маскируйте их или слегка искривляйте.

Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты — пурпурный

Не изображайте тень сплошной, лучше добавьте немного световых пятен. Картина станет намного приятней.

Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса. Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в разных частях картины.(смотри рис. 57 ) Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе.
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы композиции - Золотое сечение

Сообщение Lynx » 20 май 2013, 21:29

Композиция, часть вторая (динамика)

Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.


Движение или динамика.


Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Приемы и способы передачи «движения».


- Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии. (к1)
- Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении.(к2)
Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).
- Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 3, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.
Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции). (к4)
- Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой (к.5)
Изображение

Движение в пейзаже.

Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией.
Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах.
Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.

Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения.
Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.
Изображение
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы композиции - Золотое сечение

Сообщение Lynx » 20 май 2013, 21:34

Композиция, часть третья ("L" композиция)

"L" композиция
В живописи Hong Kuang мастерски использует крестовую композицию. Также можно утвержать, что в этой картине использована и «L композиция». Сильная линия поперек Можно было утверждать, что эта часть также использует “L Состав.” Сильная линия пересекает середину горизонтальной, формирует крест телами персонажей.” Мрачное выражение лица и сюжет демонстрируют способность опытного художника использовать символическую композицию, чтобы картине заговорить.

Daryl Mandryk успешно комбинирует крестовую композицию с иконической.. Это – обычный выбор композиции для героизма и комиксов. Художники, рисующие фэнтази, такие, как Brom и Frazetta регулярно используют в работе этот тип композиции.

Создает привлекательную «рамку». Может использоваться для выделения важных объектов. Часто это рамка в пределах рамки.

Дерево с нависающей ветвью в ‘правильной’ стороне картины сформирует ‘Прямоугольник’ и поможет выделить главный объект изображения. Таким образом вы сделаете центр интереса очевидным.
1Изображение2Изображение
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Аватара пользователя
Lynx
Сообщения: 5678
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:44
Репутация: 34
Пол: Женский
Откуда: г. Сочи

Re: Основы композиции - Золотое сечение

Сообщение Lynx » 07 июн 2013, 01:36

Советы в картинках

http://rubekon.ru/gallery/images/12djdh.jpg
"Чтобы уметь рисовать - надо рисовать" John Howe

Ответить

Вернуться в «Уроки paint.net для новичков, мини-уроки и маленькие хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей