Свет и тень
Даже самую уродливую картинку можно превратить при помощи правильно нарисованных теней, если не в произведение искуства, то в очень реалистичное произведение. В любом рисунке тень играет существенную роль, если рисунок не состоит только из нарисованных силуэтов. Иногда можно рисовать только тенями, не обозначая контуров и тем не менее результат будет весьма впечатляющим.
Некоторые художники рисуют картины вообще не прибегая к контурам того, что они рисуют. Используя только свет и тень, можно изобразить любой предмет и его объем гораздо выразительнее, чем просто нарисовав контуры.
Зная как и почему тень ложится на предмет именно таким, а не другим способом, вам не будет трудно изобразить объект рисования максимально реалистично.
Любая текстура, будь то кожа человека или кора дерева имеет разный вид, но имеют одни и те же законы отражения света и тени, усвоив которые даже самый безнадежный рисунок будет достоин внимания зрителей.
Отражаемый свет.
Все мы помним из уроков по рисованию в школе, что если нарисовать любой предмет стоящий возле источника света, то с одной стороны он будет светлым, там откуда падает свет, и с другой стороны будет тёмным - это та сторона откуда не падает свет и образуется тень. Это правило конечно бесспорно правильно, но почему-то очень часто нам забывали говорить про то что предмет, который мы рисуем, находится в помещении, а в этом помещении есть стены, а любая стена или стол, или даже штора имеет свойство тоже отражать свет. Вот и получается, что предмет, который надо срисовать освещен не с одной стороны а со всех. Конечно все отражающие поверхности в помещении не являются зеркалами и не могут отражать свет с такой же интенсивностью как принимают его, но тем не менее. Самое яркое и бестеневое место будет со стороны наиболее интенсивного источника света, но и остальные любые предметы в комнате будут отражающим светом в той или иной степени воздействовать на предмет рисования.
Поставьте простое яблоко на письменный стол и включив настольную лампу, направьте на яблоко свет. Вот как оно по идее должно выглядеть
Но на самом деле это не правильно. Поверхность на котором лежит яблоко, тоже отражает свет и на самом яблоке это должно быть видно. Мало того, и само яблоко отражает свет и на тени это тоже должно быть заметно. На приведенной картинке отражение яблока на поверхности, обозначено светлым контуром на отбрасываемой тени. В разных условиях освещенности отраженный свет от предметов будет иметь разную насыщеность и соответственно разную величину.
В данном случае яблоко только благодаря этому моменту приобретает объем, а не выглядит только контуром. И еще один справедливый вопрос - откуда с освещаемой стороны яблока взялась тень? Тут всё довольно просто. Достаточно посмотреть на всё происходящее сверху и станет понятным как тень появляется в местах, где её казалось бы быть совсем не должно.
Откуда на яблоке свет со стороны источника света? По идее там должно быть только яркое пятно являющееся как казалось бы самым светлым отражением от лампы. Давайте посмотрим на лампу, яблоко и наши глаза как бы с потолка.
Как видно на этой картинке, свет который попадает прямо от лампы на ближнюю к лампе сторону, отражается и возвращается обратно к источнику. Этот свет мы как раз не видим. Точнее видим, но так как основная его часть отражается от яблока не к нам в глаза а обратно в лампу, нам видится это место более темным, чем то где свет преломляясь отражается прямо в глаза. Вот это место и будет самым светлым местом на нарисованном яблоке, а самая близкая точка яблока к свету будет видна нам как затененная.
Касательная тень
Давайте рассмотрим рисунок дерева растущего в лесу. На этом рисунке видно, что дерево произрастает из земли и на первый взгляд является с землей одним целым.
На самом деле видно, что дерево растет из земли. Теперь давайте посмотрим на ту же самую картинку, но дорисовав к корням касательную тень. Вот что получилось.
Теперь дерево не растет из земли а просто поставлено на землю со срубленными корнями. Касательная тень тут означает, что это окончание корней дерева и корни касаются почвы.
Если углубиться еще глубже, то на картине где дерево бы росло, было бы нарисовано очень много касательных теней от листьев, камней и чего-нибудь еще, но не было бы касательной тени корней и земли, а если бы надо было бы изобразить на земле стоящую деревянную чурку, то в этом случае касательная тень между землей и деревом будет очевидна.
Примером касательной тени так же может быть тень между сложенными ладонями, между губами или например между лежащей монетой и столом, ботинком и асфальтом.
Важно помнить, что какое бы освещение не было вокруг и с какой бы стороны на предмет оно не было направлено, касательная тень, если она есть будет видна всегда.
Отбрасываемая тень
Правильно нарисовать отбрасываемую тень совсем не сложно. Отбрасываемая тень это место за предметом на который направлен основной источник (или несколько источников, как на футбольном поле например) света. Длинна отбрасываемой тени вычисляется довольно просто. Для этого достаточно провести воображаемую прямую линию от источника света к краям рисуемого предмета.
Или если быть совсем точным, сперва вы проводите воображаемую линию от источника света к линии горизонта. Эта линия перпендикулярна линии горизонта. После чего проводите воображаемые линии по поверхности к вершинам основания изображаемого предмета. Это дает нам видимое направление тени. Для того, что бы расчитать длинну тени - проводим линии от самого источника света к объекту. На пересечениях полученых воображаемых линий ставим точки - это и есть длинна тени. Соединяем линией обе точки (в других случаях точек может быть гораздо больше) и получаем контур тени.
Нужно помнить, что самое темное место (если объект лежит на поверхности) - это касаемая тень. Далее тень будет тоже темной, но светлее касательной тени и по мере удаления от объекта рисования будет всё светлее и светлее.